0

Туристические фирмы должны быть более осторожны

В настоящее время туристические фирмы являются более слабой стороной в конфликтах с клинетами. Часто приходится защищаться от необоснованных обвинений клиентов, либо нести ответственность за ущерб, который туристические компании не причиняли. Законодательство и судебная практика находятся не на стороне предпринимателей, занимающихся туризмом.

В соответствии с действующими правилами туроператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об оказании туристических услуг. Как защитить себя от необоснованных претензий клиентов? Единственной является возможность указания на то, что события, на которые ссылается клиент, стали следствием исключительно действий или бездействия самого заказчика или третьих лиц, не участвующих в оказании услуг, определенных договором, если данные действия или бездействие невозможно было предвидеть или избежать, либо они произошли в результате наступления форс-мажорных обстоятельств. На практике, однако, процесс доказывания данных фактов не является легким. Например, в своем решении от 27 января 2010 года Варшавский апелляционный суд постановил, что технические неполадки транспортных средств, простои на границе и выполнение таможенных операций не могут быть квалифицированы как форс-мажорные обстоятельства в соответствии с понятием форс-мажорных обстоятельств, установленным Законом о туристических услугах. Кроме этого, туристы являются более защищенными благодаря положениям Гражданского кодекса и иных актов законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

Судебная практика решительно выступает на стороне туристов: Апелляционный суд в Варшаве в своем постановлении от 27 января 2011 года отметил, что в условиях массового туристического потока и участия в нем значительного числа авиаперевозчиков, предоставляющих транспорт при посредничестве туристических бюро, освобождение туроператора от ответственности за несвоевременную доставку туристов до места отдыха, означает значительные преференции для предпринимателей.

Верховный суд в своих решениях от 19 ноября 2010 года и 24 марта 2011 года подтвердил, что туроператор может нести ответственность за нематериальный ущерб в виде так называемого потерянного отпуска, а Апелляционный суд в Варшаве в постановлении от 29 апреля 2013 года высказал мнение о том, что поскольку понятие ущерба также включает нематериальный ущерб в виде потери удовлетворения от отдыха, клиент вправе получить компенсацию ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Тем не менее, понятие «потеря удовлетворения» является очень субъективным и, безусловно, усложняет доказывание туроператорами собственной правоты. Данные обстоятельства указывают на, что туристические компании менее защиены, чем их клиенты.

Как правило, после заключения договора не представляется возможным исключить или ограничить ответственность туроператора. Закон о туристических услугах определяет, что ответственность за ущерб, причиненный клиентам в следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора на оказание туристических услуг, может быть ограничена только, в случаях, определенных международным договором, одним из участников которого является Республика Польша.

В соответствии с законодательством Польши может быть установлено договорное ограничение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора в ходе оказания туристических услуг до половины стоимости тура для каждого клиента. Данное ограничение не применяется в случаях получения клиентами травм во время отдыха.

Кроме этого, необходимо внимательно относиться к жалобам клиентов, поскольку отсутствие реакции туристического бюро может иметь негативные последствия. Если туроператор не отвечает на жалобу в течение 30 дней со дня ее подачи, а в случае направления жалобы в ходе оказания туристических услуг, в течение 30 дней со дня окончания отдыха, считается, что туроператор признал жалобу клиента обоснованной.

Print Friendly, PDF & Email

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *