0

Не противоречит ли праву налогообложение доходов иностранных контролируемых обществ?

С 1 января 2015 года вступили в силу положения закона о налоге на доходы юридических лиц и закона о налоге на доходы физических лиц, устанавливающие обязанность уплаты налога иностранными контролируемыми обществами.

Данные изменения являются одними из самых спорных, поскольку ввели не существовавший до настоящего времени в польском праве институт, предусмативающий налогообложение доходов зависимых обществ на уровне их прямого или косвенного участия.

Главной целью данных изменений стала борьба с вредной конкуренцией со стороны части государств, особенно в так называемых налоговых убежищах, и предотвращение уклонения от уплаты налогов с использованием механизма распределения доходов между зависимыми обществами, расположенными в государствах с льготным налоговым режимом.

Положения о налогообложении доходов контролируемых иностранных компаний основаны на концепции введения в Польше налога на доходы этих компаний от их участников, являющихся польскими налоговыми резидентами. Так, если польский налогоплательщик имел долю в так называемом «иностранном контролируемом обществе», был обязан уплатить налог на прибыль по ставке 19 % – не только от собственных доходов, но также и доходов этого иностранного общества. Объектом подоходного налога может быть доход иностранного контролируемого общества, и, следовательно, доход иного, кроме налогоплательщика, субъекта. В этой связи существует особое решение, в соответствии с которым налогоплательщик несет обязанность по уплате налога на доходы иного субъекта. Для целей уплаты налога на прибыль законодатель принимает юридическую фикцию, что доходы иностранного контролируемого общества на самом деле являются доходами самого налогоплательщика. В связи с этим часто поднимается вопрос о соответствии данного положения законодательству ЕС.

С учетом вышеизложенного, следует отметить,, что налогообложение доходов зависимых обществ является широко используемым механизмом в странах Европейского союза, таких как Германия, Франция, Великобритания, Швеция, Дания, Финляндия, Португалия, Испания и Италия. Данный институт также используется во многих других странах, например, в США, Канаде, Китае и Японии.

Положения об иностранных контролируемых обществах были предусмотрены в проекте Директивы об основах общей консолидированной корпоративной налоговой базы (CCCTB). Из данной Директивы следует, что «система должна предусматривать общие положения по борьбе со злоупотреблениями и дополнительные средства, установленные с целью ограничения конкретных видов деятельности, основанных на злоупотреблении правом».

На данный тип регулирования как эффективный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов указал также Совет Европейского союза в Резолюции от 8 июня 2010 г. о координации правил, касающихся иностранных контролируемых обществ и недостаточной капитализации в Европейском союзе (2010/C 156/01).

Прецедентное право Суда Европейского союза допускает налогообложение иностранных контролируемых обществ, если единственной или главной целью таких структур является получение налоговых льгот в виде более низкого налогообложения и освобождения от уплаты налога.

Данное заключение вытекает из Решения Суда Европейского союза от 12 сентября 2006 года C-196/04 (дело Cadbury Schweppes Overseas Limited), в соответствии с которым “Статьи 43 и 48 Договора о Европейском союзе следует толковать как не противоречающие положениям национального налогового законодательства, которые предусматривает включение в налоговую базу контролирующего общества, являющегося получателем дохода иностранного зависимого общества с местоположением в ином государстве-члене, если данный доход подлежит более низкому налогообложению в данном гсударстве, чем применяется в государстве местонахождения контролирующего общества, и когда правила применяются исключительно в отношении искусственных структур, направленных на обхож национального законодательства.»

Принимая во внимание изложение, налогообложение доходов иностранных контролируемых обществ не противоречит законодательству Европейского союза.

Томаш Стшалвокски, налоговый консультант, канцелярия «Халас и Партнеры»

Print Friendly, PDF & Email

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *