0

Европейский союз в борьбе с картелями незаконно повышающими цены товаров и услуг

Появляться  новые возможности отстаивания своих прав, в том числе более эффективного применения компенсаций от недобросовестных предпринимателей, которые нарушают законы конкуренции. До сих пор пострадавшие — как потребители, так и предприниматели, которые платили значительно большую сумму за товар или услугу при организации недобросовестными предпринимателями запрещенного картеля, завышающего цены , часто были обречены на дорогостоящую и мало эффективную борьбу, за отстаивание своих прав с действующим законодательством.

Это связано с тем, что предъявление требований о возмещении убытков по вопросам в сфере права конкуренции значительно затруднено. Причиной этого является необходимость выявления размера понесенного вреда, который в большой степени зависит от детальности установки фактического состояния, требующего применения сложных экономических моделей. Связано это с нанесениям на пострадавших больших расходов на ведение дела, а также ограничением барьера в виде отсутствия необходимых документов для подтверждения, находящихся в руках предпринимателей.

В связи с вышеупомянутыми трудностями Европейский Парламент и Совет Европейского Союза приняли директиву 2014/104/ЕС от 26 ноября 2014 г. по делу некоторых положений, регулирующих предъявление требований о возмещении убытков в связи с нарушением законодательства о конкуренции  государств-членов и Европейского Союза. Она внедряет так называемое учреждение private enforcement (частные иски) , то есть специального порядка расследования, значительно облегчающие пострадавшим расследование возмещения.

Суть private enforcement сводится к введению определенных изменений в отношении к классическому компенсационному расследованию. Первое изменение это возможность получить компенсацию за любой субъект, который в результате действий недобросовестного предпринимателя был поврежден. Следовательно, суд может выступить прямим покупателем (например, торговым партнером), так и косвенным (например, потребителем) данного товара или услуги. Не важно при этом возбудили ли органы защиты конкуренции антимонопольное расследование против предпринимателя. Это означает, что потерпевший имеет право отстаивать свои права в суде как до, в процессе, так и после возбуждения дела через антимонопольный орган.

Также директива укрепляет доказательную позицию пострадавшего. Принимает ряд правых презумпций, способствующих реализации этой цели. Это касается, в частности презумпций, когда нарушение закона о конкуренции недобросовестного предпринимателя является непосредственной причиной возникновения вреда потерпевшего, а также, когда в результате действий предпринимателя завышена цена была перенесена прямым или косвенным покупателем на следующего покупателя.

Директива дает возможность предоставления пострадавшему документов предпринимателя, от которого потерпевший получает компенсации, под контролем судебного разбирательства. В случае неразглашении этих документов, суд вправе будет наложить штраф на предпринимателя. Потерпевший может требовать предоставления ему доказательств из антимонопольного разбирательства, осуществляемого антимонопольным органом,  который устанавливает нарушение закона о конкуренции предпринимателем.

Изменения касаются также сроков исковой давности претензий связаных с нарушением закона о конкуренции. Согласно с директивой срок исковой давности не начнется, пока не прекратится нарушение закона, или пока пострадавший не узнает о таком нарушении. Более того, срок исковой давности будет приостановлено на период действия антимонопольной политики и не сможет закончиться раньше, чем за год со дня вынесения окончательного решения в этом процессе.

Что вышеупомянутая директива означает для пострадавших?

Благодаря новой директиве потребители и предприниматели, пострадавшие в результате деятельности недобросовестных торговых партнеров, смогут рассчитывать на эффективное расследование компенсаций, которые до сих пор были вне их досягаемости. Это означает, что потребители и предприниматели не будут вынуждены соглашаться на предписание членов картеля, завышающего цены данного товара или услуги. Кроме того, Директива должна также превентивно воздействовать на потенциальных недобросовестных предпринимателей. Это вынудит их тщательно продумывать выгодные для них заключения любого картеля и тем самым поставит под угрозу не только административные финансовые санкции, но также эффективные гражданские иски.

Автор: Кшиштоф Цыран, Юридическая  Фирма  Халас и Партнери

Print Friendly, PDF & Email

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *